Информационная поддержка участников исследования

Для комплексной поддержки родителей, создания эффективной коммуникации и улучшения детско-родительских отношений  родителям предлагается ознакомиться с информационными источниками, полезными статьями и видео-лекциями.

Мы разделили информацию на несколько тематических блоков, которые, как мы считаем, являются основополагающими в отношениях между родителями и детьми.

Предлагаем родителям последовательно изучать материалы каждого блока. И в течении недели применять полученные знание со своими детьми. Предполагаемое время на изучении одного блока: 1 неделя. В конце каждого блока предлагаем родителям ответить для себя на несколько вопросов.

1 блок – Любовь: эмоциональная связь и чувства детей и родителей, доверие, принятие и привязанность.

2 блок — Контроль: баланс контроля и самостоятельности, вовлеченность, границы, конфликты, взаимодействие с ребенком

3 блок – Мотивы воспитания

4 блок – Коммуникация: стили общения и навыки эффективной коммуникации

5 блок  — Инструменты коучинга в детско-родительских отношениях

1 блок – Любовь: эмоциональная связь и чувства детей и родителей, доверие , принятие и привязанность.

Книга Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» — основной ресурс для того, чтобы построить гармоничные отношения с детьми. Мы будем постепенно знакомиться с отрывками этой замечательной книги.

Скачайте и прочитайте первую часть книги https://bookz.ru/authors/adel_-faber/kak-govo_085.html

Информационные ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=m9yfk_XEIik — Что делать с «плохими» чувствами ребёнка? Лекция Ирины Млодик

Заблуждение по поводу плохих чувств детей https://youtu.be/4MtX0wyYGHc Открытый урок с Ириной Млодик об агрессии в семье.

Лекция Людмилы Петрановской «Принятие ребенка — любовь или вседозволенность» https://youtu.be/Z7jJkxQYtm8

Книги для самостоятельного изучения:

Общаться с ребенком. Как? Ю.Б.Гиппенрейтер https://pedklassy.bspu.by/files/docs/books/1_knigi/2_gippenreyter.pdf
Ч.1 Урок 1. Безусловное принятие
Ч.1 Урок 7 Чувства родителей. Как с ними быть?

Хаим Гинотт «Родители и дети. Мир отношений»

Л. Петрановская Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка

Задание:

Теперь, когда вы знакомы с важностью эмоциональной связи с ребенком, попробуйте внимательно слушать ребенка, принять его чувства и проявить эмпатию, даже если вы не согласны с тем, что он сказал или сделал.

2 блок – Контроль: баланс контроля и самостоятельности, вовлеченность, границы, конфликты, взаимодействие с ребенком.

Этот обширный блок включает навыки взаимодействия и мотивации детей, самостоятельности и ответственности и помощи в принятии собственных решений. Также здесь мы обсудим, как мы можем поддержать детей через обратную связь и решить возникающие конфликты.
Рекомендуем ознакомиться с 2-5 главой книги  «Как говорить, чтобы дети слушали и слушать, чтобы дети говорили «.
Попробуйте использовать с детьми навыки описания проблемы или ситуации и выбора. Это универсальные инструменты для мотивации и передачи ответственности. Эти же навыки помогут становится ребенку более самостоятельным.
Для решения конфликтов используйте метод Решения Проблемы, подробно описанный у А. Фабер и Э.Мазлиш

Шаг 1. Поговорите о чувствах и потребностях ребенка.
Шаг 2. Поговорите о своих чувствах и потребностях.
Шаг 3. Обсудите это вместе, чтобы найти решение, устраивающее вас обоих.
Шаг 4. Запишите все свои идеи без разбора.
Шаг 5. Решите, какие варианты вам нравятся, какие — нет, и какие вы хотите воплотить в жизнь.

Для того, чтобы ребенок мог расти и двигаться вперед, обучаться и осваивать новое самостоятельно очень важно поддержать его в нужный момент. Ваша критика может сильно демотивировать ребенка, что фразы «мне скучно», «ничего не хочется», «у меня не получится» могут надолго поселится в его лексиконе.

Информационные ресурсы:

Статья о самостоятельности, ответственности и взаимодействии https://www.facebook.com/1756226007771343/posts/3041949599198971/?d=n

https://www.youtube.com/watch?v=-zvrbvDnoi8  Детская самостоятельность и сепарация Лекция И. Млодик “Детская самостоятельность или как помочь ему ребенку расти” Роль матерей и отцов  в взрослении детей.

Выбор ребенка — https://www.psysovet.ru/articles/760

Лекция Людмилы Петрановской «Принятие ребенка — любовь или вседозволенность» https://youtu.be/Z7jJkxQYtm8

Книги для самостоятельного изучения:

Общаться с ребенком. Как? Ю.Б.Гиппенрейтер https://pedklassy.bspu.by/files/docs/books/1_knigi/2_gippenreyter.pdf
Ч.1 Урок 4. А если не хочет?
Ч.1 Урок 8. Как разрешать конфликты?

Хаим Гинотт «Родители и дети. Мир отношений»

Л. Петрановская Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка

Анна Быкова «Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой» https://mybook.ru/author/anna-bykova/bolshaya-kniga-lenivoj-mamy/read/?page=2

Задание:

Ответьте для себя на вопросы ниже.
Задумайтесь о том, что вы делаете за своего ребенка, чтобы он мог делать самостоятельно? Как вы можете отдать инициативу ребенку, при этом не перегружая его? Как вы можете поддержать его в начинаниях, избегая неадекватной оценки? Где вы можете применить навыки описания или выбора для ребенка? Есть ли ситуации в вашей жизни, которые требуют комплексного подхода и решения? Насколько реально сесть с ребенком и применить метод решения проблемы? .

3 блок – Мотивы воспитания

Очень часто то, как мы общаемся и воспитываем детей, зависит от нашего прошлого опыта, традиций нашей семьи и места, где мы воспитывались и воспитываем своих детей, общественного влияния. Мотивы воспитания выстраиваются в некую иерархическую лестницу , включая не только сознательные намерения, но и неосознанные побуждения и установки. Изучая и осознавая их, мы можем ответить для себя на вопрос: «Почему я так поступаю со своим ребенком?»

Книги для самостоятельного изучения:

Хаим Гинотт «Родители и дети. Мир отношений»

Симон Соловейчик «Педагогика для всех» https://yadi.sk/i/vXG83Da1ZcVpxw 

Задание:

Подумайте, какие установки есть у вас в отношении воспитания? Чем руководствуйтесь вы, предъявляя требования к ребенку? Получается ли у вас рассматривать ребенка, как отдельную личность, которая имеет право на свои желания, стремления, цели и мнение? Уважаете ли вы его выбор и поддерживаете ли его в его решениях? 

4 блок – Коммуникация: стили общения и навыки эффективной коммуникации

Что отличает эффективную коммуникацию от неэффективной? Когда смысл сообщения, которое мы пытаемся донести,  теряется за контекстом сообщения – эмоцией, ремаркой или выражением, с которым сказана та или иная фраза, то можно считать, что коммуникация была неэффективной. Содержание сообщения не дошло до собеседника. Когда в наших отношениях преобладают контекст, намеки, эмоции и пр.,  тогда зачастую нам сложно выстроить эффективную коммуникацию.

Информационные ресурсы:

Статья: Как потушить глаза ребенка или 10 способов убить инициативу у детей.

В книгах А.Фабер и Э.Мазлиш можно прочитать и поисследовать как влияет на нас и наших детей неэффективные способы коммуникаций: угрозы, обвинения, нотации, сарказм и пр., а также освоить эффективные методы коммуникации:

  • — описание
  • — информирование
  • — «я-сообщения»
  • — выбор
  • — активное слушание
  • — описательную похвалу

Также вы можете познакомиться с методами эффективной коммуникации в книгах:

Общаться с ребенком. Как? Ю.Б.Гиппенрейтер https://yadi.sk/i/qydK_TVA2F83Dw  
Урок 6 — Двенадцать против одного, или что нам мешает слушать ребенка

В книге Т.Гордона «Тренинг Эффективного родителя»  https://www.koob.ru/gordon_t/trening_effectivnoho_roditelia

Хаим Гинотт «Родители и дети. Мир отношений»

Задание:

Попробуйте отследить в своем общении с детьми моменты, когда вы говорите бесполезные фразы. Задайте в этот момент себе вопрос: «А какое сообщение я хочу донести до ребенка?». Возьмите паузу и переформулируйте сообщение, чтобы оно доносило смысл и содержание. Озвучьте фразу, которую вы сформулировали, или напишите ее ребенку в записке. Было ли это сообщение более эффективным? Как отреагировал на него ребенок? .

5 блок – Инструменты коучинга в детско-родительских отношениях

Коучинговые инструменты для родителей включают: активное слушание, обратную связь, построение доверительных отношений, выбор и передачу ответственности и открытые вопросы. Все упомянутые выше навыки будут помогать ребенку раскрывать свой потенциал и становится самостоятельной и независимой личностью, которая слышит и понимает себя и окружающих. 

Информационные ресурсы:

Статья: Суслова Н. Коучинг для родителей: позитивное родительство и осознанность (https://erickson.ru/publications/articles/help-coach/13070-parents/ 

Статья: Ларри Аккерман https://erickson.ru/publications/articles/aticles-professionals/46424-vyrastit-zdorovogo-rebenka/?sphrase_id=15179

Использование инструментов детско-подросткового коучинга в работе с детьми и родителями: практикум  https://www.youtube.com/watch?v=BaoR8zcjkCA&feature=youtu.be 

Книги для самостоятельного изучения:

Т.Голви «Работа как внутренняя игра»
Готтман Джон, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей»
Майлз Дауни «Эффективный коучинг: уроки тренера коучей»
Джули Старр «Коучинг: полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга»

Задание:

Что я могу сделать, чтобы иметь более доверительные отношения с детьми? Слушаю ли я и слышу ли я своего ребенка? Даю ли я ему обратную связь? Помогаю ли я ему понять лучше себя? Предлагаю ли я выбор ребенку? Передаю ли я ответственность ребенку?